Она не была бабушкой в традиционном понимании этого слова. Мы и не называли ее бабушкой, она была для нас Фазу-мама. Фазу-мама – это всегда праздник, красивый, фееричный, лучезарный…
Помню свой День рождения в младшем школьном возрасте, родители были в отъезде. В школу пришла Фазу с большим магазинным тортом с белыми лебедями. Это был восторг. Среди шумного дня, наполненного делами, встречами, мероприятиями, она нашла время, чтобы меня порадовать. Мои воспоминания изобилуют такими теплыми ценными моментами.
Чем старше я становилась, тем шире и интереснее становилось наше общение. Мы могли обсуждать тенденции в моде, планируемые покупки, ей нравились модные стильные вещи. Она любила украшения, и эта любовь передалась мне на генетическом уровне.
Как-то она подарила мне объемный кулон, а я, любительница серег, попросила ювелиров разрезать его, и получились эффектные серьги. Фазу была в восторге: «Тебе удалось превзойти саму Фазу Алиеву»,– смеялась она. И это была высшая похвала.
Позже, когда у меня появились дети, она очень тепло и с большой любовью относилась к ним. Она никогда не забывала о Днях рождения детей, и, несмотря на свою занятость, находила время, чтобы лично поздравить именинника. Когда она уже не могла выходить из дома, она приглашала именинника к себе, чтобы обнять, дать наставления и вручить памятный подарок. Эти трогательные моменты навсегда сохранились в памяти детей.
Моих детей она называла внуками – слово правнук как-то не вязалось с красивой статной женщиной с детской задорной искринкой в глазах. Обратите внимание, эту искринку она сохранила до последних дней. Даже во время болезни, мы, общаясь с ней, замечали, что, говоря о русской литературе, о своих любимых поэтах и писателях, она преображалась. Болезнь отступала, и перед нами снова была Фазу-мама, с безграничной любовью окуная нас в мир Великой русской литературы. Мы выбирали произведение для прочтения и после обсуждали прочитанное. Иногда мое мнение расходилось с общепризнанным, и было особенно приятно, когда Фазу поддерживала мою точку зрения. Эти литературные беседы навсегда заразили нас любовью к чтению, к осмыслению прочитанного. Мало прочитать, над каждой строчкой надо думать, говорила Фазу.
Моего сына Али, который носит имя моего отца, первенца Фазу, она выделяла. Он был активным, шустрым ребенком. И на все его шалости она смотрела с умилением, обожанием, безусловной любовью и повторяла: «Прирожденный интеллигент!» Но и к нему она была требовательна. Подарив ему книгу избранных сочинений Пушкина, Лермонтова, Есенина, она отметила произведения для заучивания наизусть, назначив дату экзамена. Экзамен состоялся, и она была очень рада, что ее любимец с успехом справился с заданием. Позже любимый сборник стихов Тютчева она с трогательными словами любви и личным автографом подарила Али. Это очень ценно.
Мне очень не хватает ее. И после ее ухода я стала чаще обращаться к ее творчеству, стараясь найти ответы на свои вопросы и зарядиться ее теплом.
Говорят, что наши предки, уходя в мир иной, становятся крыльями у нас за спиной. Я горжусь, что благодаря моим предкам у меня красивые, яркие, крепкие и достойные крылья. Но этими крыльями по праву может гордиться каждый читатель Фазу Гамзатовны, который, обращаясь к ее творчеству, найдет ответы на многие вопросы, найдет поддержку и безграничную мудрость.
В год 90-летия со дня рождения Фазу Гамзатовны в республике и за ее пределами проводится множество мероприятий, на которых дети, подрастающее поколение прекрасно читают ее стихи на аварском и на русском языке. Человек жив, пока живо его творчество, пока жива память о нем…
Хаписат Кичиева