суббота, 28 декабря 2024
6+

Сульгия Гаджиева

В декабре этого года исполнится 75 лет со дня рождения знаменитой певицы, исполнительницы народных песен, обладательницы редкого вокального дара Сульгии Гаджиевой. Она уже была героиней нашего журнала в далеком 1996 году.

Прошло почти три десятка лет, за это время изменился мир вокруг, появилось много новых певцов и певиц, повзрослели ее дети…

Какими видятся Сульгие прожитые годы? Что она трепетно пронесла сквозь время, о чем жалеет и грустит? Готовя эту публикацию, мы обратились к Сульгие  Рзаевне с вопросами, поговорили с её близкими. И всё нам было интересно.

 

Родилась наша героиня в Кусарском районе в Азербайджане, в семье крестьян-садоводов. Училась в школе-интернате и всегда, сколько себя помнила, пела. Надо сказать, что дома певуньей она была не единственной. Прекрасным выразительным голосом обладала и старшая сестра Сульгии. Они часто пели для гостей, на своих девичьих вечеринках. Завораживающие напевы старинных песен полюбились всем, девочку стали приглашать на разные вокальные конкурсы, и с 14 лет талантливая певица стала участвовать и побеждать в больших республиканских конкурсах и фестивалях в Баку.

Удивительным можно назвать и отношение Сульгии к своему голосу: она убеждена, что красивый голос и певческий талант – это дар Всевышнего, им нельзя пренебрегать, нельзя отказываться от него или зарывать в себе. Если Бог избрал тебя и одарил талантом, то это Промысел Божий, можно только принять его и нести с достоинством. Она всегда гордилась возможностью радовать своих слушателей любимыми песнями.

Судьба не была милосердна к талантливой девушке, через многие преграды приходилось идти, высоко держа голову и не склоняя её ни перед завистью, ни перед сплетнями, ни перед семейными трагедиями. В 1992 году в результате несчастного случая погиб её сын, и это был самый тяжёлый период в её жизни. Казалось, жизнь закончилась, все вокруг было черным и безрадостным. Почти два года Сульгия не выходила из дома, превратив себя в олицетворение траура. Но были в её жизни люди, близкие по духу, поклонницы её таланта подруги Маина и Фатима, которые поддержали нашу героиню в её горе. В их жизни тоже были трагедии и потери, и природная мудрость и дар убеждения подруг нашли такие слова утешения, которые Сульгия услышала и приняла. К тому же ей позвонили из Госсовета республики и просили принять участие в фестивале народного творчества  в Турции. И она, как ответственный человек, не смогла отказать – Сульгия  вновь вышла на сцену.

На вопрос, чьи песни ей ближе по ритму и словам, Сульгия отвечает, что любимых поэтов много – это Абдул Фатахов, Эмирбег Чепиев, Фейзудин Нагиев, Шихнесир Кафланов, Сажидин Саидгасанов, Шах-Эмир Мурадов, а из композиторов – это Асеф Мехман, Магомед Гусейнов и Падишах Киберов. Сульгия призналась, что ко многим песням музыку писала сама. Но самыми любимыми, самыми близкими и для исполнителя, и для слушателя были и остаются народные песни. Старинные обрядовые песни. Их пели жницы в поле, ковровщицы за станком, матери, баюкающие своих детей в люльке, – эти песни и сейчас обладают каким-то мистическим даром проникать в самые глубокие тайники души, в какие-то непостижимые глубины памяти, когда современные люди вдруг ощущают то, что чувствовали их далекие предки. Эти песни наполнены ветрами с альпийских лугов с запахом трав, перезвонами струй горных потоков, печалью молодой девушки, разлученной с отцовским домом, поучениями зрелых людей … Огромный, безбрежный мудрый мир народной песни – это и сегодня неизведанный океан. Сколько песен и напевов хранит память народная, сколько создавала и копила многие сотни лет! Сульгия категорична: «Народные песни – это фундамент лезгинских песен! Предать забвению народные песни – это большой «грех»!

Она их спела за свою жизнь очень много, но помнит все до единой и сегодня, каждое слово, каждый мотив. Говоря о своем отношении к современным исполнителям лезгинской песни, Сульгия выделила певицу Алию и с сожалением сказала: «Много талантливых певцов есть сейчас, у кого-то вокал прекрасный, у кого-то музыка… Но Алия была особенная, она пела душой… Жаль, что сейчас её не слышно».

Сульгию можно назвать фаталисткой, она убеждена: что Всевышним предписано человеку при рождении – то ему и нести по жизни. А уж крестом для горя он это примет или бубном для радости – все от человека зависит. Сегодня она утверждает: «Несмотря на то, что в жизни были и горечь, и тяжелые времена, я все равно благодарна своей судьбе. Тому, что удостоили меня званий «Заслуженный деятель искусства Дагестана», «Народная артистка Дагестана». Благодарна Нариману Ибрагимову, написавшему обо мне книгу «Сульгия поет песни». А самая большая благодарность – моим преданным слушателям, поклонникам лезгинской песни. Пусть у них все будет хорошо, пусть будут они здоровы, и пусть мирное небо будет над их головами».

У Сульгии Гаджиевой было трое детей – дочка и два сына.

– Абдурахман утонул, остались Амирхан и Замина, – с горечью рассказывает она.– Амирхан свою дочь назвал моим именем, теперь я продолжусь в своей внучке. Моя дочь Замина тоже неплохо поёт, выступает. Я благодарна Всевышнему за свою семью – это моя судьба, моя кровь, моё продолжение во времени.

Сегодня у неё 5 внуков и 3 правнука. И все они поют. Певческие традиции прочно прижились в этой большой дружной семье, в которой примером для подражания, эталоном стала Сульгия…

Наша героиня всегда была немногословной и не жаловала публичность. Поэтому с просьбой рассказать о ней сегодняшней мы обратились к внучке Амине.

– Я у нее старшая и первая внучка. Знаете, я живу с ней со своей семьёй. Невозможно передать словами, какую огромную поддержку она оказывает нам. Несмотря на свой возраст, она помогает мне с детьми, беседует с ними, учит, воспитывает.

Что касается приготовления еды – тут она монополист! Никому не доверяет и готовит просто великолепно! Она родом из Кусарского района, там кухня богаче и готовят там иначе. И как бы мы ни старались, всё равно у неё будет вкуснее, красивее, аппетитнее! Бабушка говорит, что она готовит нам с любовью, с душой, поэтому так вкусно.

Ещё хочу сказать, что она выбирает для себя те дела, которые доставляют ей радость: петь песни, сочинять музыку, готовить еду, возиться с растениями, общаться с внуками. Она не переносит пустых разговоров, суетливости, небрежности, а пунктуальность для неё – знаковый показатель; она убеждена: если человек не ценит чужое время и заставляет ждать, то от него лучше держаться подальше.

Бабушка у нас жаворонок: просыпается рано утром, заваривает чай, готовит завтрак. Сама она в отношении еды очень аскетична – ест очень мало, всем фруктам предпочитает яблоки и уже много лет после 6 часов вечера ничего не ест, даже если приглашена на мероприятие.

В быту она педантична, причем требует порядка от всех. Бабушка очень простой человек, не склонна к роскоши, не любит вычурной одежды, броских украшений, даже телефон у неё – обычный «фонарик», хотя мы уговаривали пользоваться смартфоном.

Она любит животных, особенно кошек – ставит перед домом ведерко с водой и лотки с едой, чтобы животные могли утолить голод и жажду.

Перед нашим домом много посаженных ею деревьев. Кусты, цветы – это тоже часть её большой щедрой души. Помощь людям, которые попали в тяжёлые жизненные обстоятельства, она принимает как свой личный долг. Но и заботу о животных считает необходимой – они не могут попросить о помощи, поэтому надо за ними ухаживать, это же такой суваб.

Я могу говорить о ней часами, и все равно не сумею до конца рассказать о ней: она самая удивительная, талантливая, добрая и щедрая! И я бесконечно благодарна Всевышнему, что он подарил нам такую легендарную и такую близкую и родную нашу бабушку Сульгию!

 

Сульгият Булгаева

 

 

 

 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)