вторник, 27 сентября 2022
6+

Первая ласточка

Балерина Алла Джалилова (1908 – 1992) – единственная представительница дагестанских народов в труппе знаменитого Большого театра, одного из самых старых и  прославленных театров оперы и балета в мире. Ее судьба – это история  самоотверженного служения искусству,  трудного восхождения к вершинам балетного мастерства.

Алла была единственным и долгожданным  ребенком в семье Абдулгая Джалилова, выходца из дагестанского села Ахты, и Софьи Самчевской, представительницы интеллигентной дворянской семьи польского происхождения, находившейся в дальнем родстве с Львом Толстым.

Познакомились  Софья и Гай, как называли Абдулгая друзья, в Ставропольской гимназии, где учились многие талантливые дагестанские мальчики. Потом их романтические отношения продолжились уже в Москве, где Гай учился на юридическом факультете Московского университета, и куда позже приехала и Софья учиться на стоматолога.

После университета молодые супруги Абдулгай и Софья поехали работать в многонациональный и многострадальный город Карс, за который всегда спорили и не раз воевали Россия и Турция. Джалиловы жили в родовом доме дедушки Софьи в Карсе. Семью поддерживали родственники Софьи в Тбилиси, именно здесь и родилась Аллочка.

Девочка унаследовала от отца генетически свойственные многим горцам стройность, пластичность, грациозность, музыкальность. Гай играл на многих музыкальных инструментах, и под папины мелодии Аллочка с детства любила плясать, и особенно ей удавалась, конечно,  лезгинка.

Когда семья приехала на Новый год в Москву к родственникам Самчевским, Алла побывала в Большом театре на «Щелкунчике», и сразу же родилась заветная мечта девочки: танцевать на сцене этого Храма искусств, где порхают изящные, легкие как перышки танцовщицы. Тем более что природные данные девочки были прекрасными.

Вихрь исторических событий нарушил размеренную стабильную жизнь семьи и определил дальнейшую судьбу Джалиловых. Российская империя перестала существовать. В 1920 году, накануне окончательного перехода  Карса к Турции, семья вернулась в Москву. Сложилось так, что скоро Абдулгай уехал в Дагестан, где остались болеющая мама, брат, а Софья Николаевна ради будущего дочери считала необходимым быть в Москве. Так обстоятельства постепенно развели жизненные пути родителей Аллы. Но отец приезжал, поддерживал связь с дочкой, привозил гостинцы – ахтынские яблоки, урбеч, сухофрукты...

12-летняя Алла в 1920 году поступила в балетную школу при Большом театре, потом – в хореографическое училище. Выбирая специализацию, Алла  с ее выразительной восточной внешностью и южным темпераментом выбрала не классику, а народный, харáктерный танец. Благодаря дисциплине и самоотверженному труду она изо дня в день совершенствовала свой природный талант. Ее наставниками были выдающиеся хореографы  А. Горский, О. Некрасова. В. Тихомиров. Они так отточили ее мастерство, что совсем недолго проработав артисткой  кордебалета, Алла быстро стала солисткой театра, ей поручали ведущие роли.

В 1927 году Алла успешно дебютировала на сцене Большого в опере Антона Рубиншейна «Демон» (по поэме Лермонтова) в партии Тамары. Даже «печальный Демон, дух изгнанья», воплощение зла,  влюбляется в прекрасную грузинку, увидев, как ладно она танцует лезгинку на кровле своего дома:

То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор ее блестит

Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко,
И по ковру скользит, плывет
Ее божественная ножка…

Эта роль стала любимой партией Аллы. Кроме лезгинки в «Демоне», она впоследствии исполняла индийский танец в опере Делиба «Лакме»,  партии в опере Бизе «Кармен», в балетах Асафьева «Бахчисарайский фонтан», Минкуса «Дон Кихот», «Лебединое озеро» Чайковского, роль Айи в «Баядерке», танцовщицы со змеей в «Золушке», Цаги в сцене половецких плясок в «Князе Игоре» Бородина и др.

Иногда в перерывах между выступлениями Алла ездила в гости в тете Лидии в Ленинград, и однажды в Эрмитаже познакомилась со своим  «принцем» – летчиком из Липецка Сергеем Костельским. Это была любовь с первого взгляда. Уже через несколько дней Сергей сделал Алле предложение, и с благословения мамы она вышла замуж. Сыграли скромную свадьбу.

Долгие расставания из-за работы Сергея, радость встреч, премьеры, гастроли  –  в таких житейских треволнениях прошли  несколько лет, полных надежд и успехов. Окрылившая ее мечта о радости материнства трагически оборвалась из-за несчастного случая, когда, зажатая дверью троллейбуса,  она получила травмы и в результате потеряла ребенка.

А вскоре новый  водоворот истории перевернул всю жизнь Аллы, как и судьбы миллионов людей на планете. Сергей ушёл на фронт и погиб. Артистов Большого театра эвакуировали в Куйбышев. В составе фронтовых бригад Алла участвовала в сотнях концертов перед бойцами советской армии, перед ранеными в госпиталях, морально поддерживая солдат все эти долгие и страшные военные годы.

День победы она встречала уже в Москве. В театре Аллу нашел ее давний почитатель – почти тезка ее погибшего Сергея – Сергей Иванович Косторин,  профессор, ученый секретарь Президиума Академии наук СССР. Он покорил ее сердце своей рыцарской  преданной любовью, бесценными человеческими качествами, и Алла вышла за него, обрела семейное счастье и опору.

В послевоенные годы Алла Джалилова продолжала танцевать в театре, объездила с гастролями всю страну вдоль и поперек. Теперь она стала часто приезжать и в Дагестан, с супругом или одна, наладила связи с  родственниками, нашла племянников, своих сводных брата и сестру – Баки и Айшу, родившихся во втором браке Абдулгая Джалилова. Подолгу гостила она в Ахтах, в Рутульском и Докузпаринском районах, в селе Ихрек. Тут она отдыхала от суеты большого города, подпитывалась энергией для будущих творческих побед.

А ее муж Сергей Иванович, став «дагестанским зятем»,  сотрудничал с местными учеными, и при его активном содействии дагестанская база Академии наук была преобразована в филиал Академии наук СССР.

И сама Алла, в свою очередь,  охотно встречала гостей с Кавказа в своей московской квартире в «театральном» доме в Каретном ряду. Она была человеком открытым, приветливым, радушным, тёплым, и гостям всегда было уютно в ее доме. Учившиеся в Москве и Ленинграде студенты из большого рода Джалиловых всегда навещали ее, помогали, опекали, ведь хрупкая Алла была такой непрактичной в житейских делах. В их числе был племянник Аллы – впоследствии ректор ДГТУ Тагир Исмаилов.

Алла Джалилова приехала в Дагестан с концертами в дни празднования 30-летия образования республики в 1951 году, получила на малой родине звание Заслуженной артистки ДАССР, в том же году она  стала кавалером ордена «Знак Почета».

После того как ушла с большой сцены, Алла Джалилова уже  полностью отдалась педагогической работе, которой занималась еще с 1933 года. Много лет она работала в балетной школе Большого театра, преподавала «харáктерный танец» в театральном училище имени Б. Щукина до 1974 года. Она подготовила на высоком уровне группу казахских танцовщиков, составивших основу Алма-Атинского театра оперы и балета, несколько групп дагестанской артистической молодежи. Она учила танцевать таких известных артистов, как Константин Райкин, Александр Калягин и др.

Алла всю жизнь дружила с другой уникальной в своем роде дагестанкой – актрисой немого кино Сафият Аскаровой из знаменитой ахтынской семьи Аскаровых,  в которой вырос и  известный скульптор Х. Аскар-Сарыджа.

Алла Джалилова планировала сотрудничество с дагестанскими деятелями искусств, с композитором Сергеем Агабабовым, мечтала об открытии  балетной школы в Махачкале… Не все планы удалось осуществить. Но театр оперы и балета в Дагестане появился, правда, уже после смерти балерины.

В последние годы жизни,  когда ушли из жизни муж Сергей Иванович, подруга Сафият, многие родственники по матери, когда стало подводить здоровье, Аллу очень поддержали родственники по отцу – дагестанцы, навещали, помогали решать бытовые проблемы, дежурили по очереди, достойно проводили в последний путь.

 Алла Абдулгаевна умерла в 1992 году и похоронена  на мусульманском кладбище  в Домодедове.

Имя Аллы Джалиловой навсегда золотыми буквами вписано в историю русского балета, в историю Большого театра. Дагестанцы безмерно гордились и гордятся  своей землячкой, достигшей таких высот в искусстве балета. Память о ней бережно хранится в республике. Имя Аллы Джалиловой носит Детская школа искусств № 8 в Махачкале, музыкальная школа в  селе Ахты. К юбилейным датам выходят статьи, публикуются воспоминания родственников; к 100-летию выдающейся землячки была издана  замечательная книга Саиды Муртузалиевой, которую мы и использовали, готовя этот материал, – художественно-публицистическая повесть об Алле Джалиловой, ее семье, яркой жизни, ее «душой исполненном полёте» на сцене Большого театра.

 

Гульнара Асадулаева

Рубрика: 

Место для рекламы

Новый номер