Женщина Дагестана

Журнал для семейного чтения. Издается с 1957 г.

«Дагестан. Портрет нации»

Фотографии аулов и городов, парадные портреты состоятельных дагестанцев и будничные снимки простых горцев – эта выставка лишь первая ступень большого проекта «Дагестан. Портрет нации». Все фотографии относятся к дореволюционному периоду истории нашего края. Для нас, зрителей, это часть жизни, застывшей на мгновение, но продолжившей своё бесконечное течение во Времени...

Идея проекта возникла более десяти лет назад, и все эти годы Зарема Дадаева, директор Музея истории города Махачкалы, автор проекта и куратор выставки, собирала по крупицам бесценные экспонаты. Работая над проектом, сотрудники музея перелопатили огромные массивы архивных фотоматериалов музеев Парижа, Нью-Йорка, Санкт-Петербурга, Москвы, Баку, Тбилиси, Владикавказа, обращались на телевидение, в редакции республиканских газет и журналов на национальных языках, публиковали статьи с призывом ко всем дагестанцам – принять участие в проекте.

И люди откликнулись. Доставая из старых пыльных альбомов забытые фотографии, они и сами погружались в историю своей семьи, своего рода, часть общего культурного и духовного наследия. Замирали в восторге перед изображениями предков, узнавая  в них себя и своих близких…

Мы останавливаемся перед портретом женщины из рода Кази-Кумухских ханов, хранящимся в Кунсткамере, вглядываемся в черты красавицы-аристократки в кружевной накидке и находим в ней сходство со всеми родными и близкими нам женщинами – мамами, бабушками, сестрами…

Вот острым, пронизывающим взглядом смотрит на нас Руфи-Хаджи, знаменитый алим, собравший огромную коллекцию трудов исламских учёных-богословов.

А вот потрясающее фото – рыночный день в Темир-Хан-Шуре. Весь горный Дагестан съезжался сюда: ремесленники и торговцы, покупатели и продавцы. Рыночный день – это праздник общения и обмена товарами, новостями, опытом, праздник труда и куначества…

А вот ещё фотография – кубачинцы в Париже. Слева француз-антиквар, пригласивший мастеров на Всемирную выставку в Париж. Фото сделано в 70-80-х годах ХIХ века – время, когда антиквариат стал очень успешным бизнесом. Очевидно, француз, узнав об уникальных домашних коллекциях кубачинцев, пригласил их привезти свои раритеты. Именно с ними изображены жители Кубачи во главе со старейшиной аула Кади Гаджизакарьяевым.

– Этот снимок нам предоставили его потомки, и мы ещё раз искренне благодарим их за замечательный вклад в создание экспозиции, – комментирует Зарема.

Каждая фотография – мгновение, за которым живые люди. Люди, исполненные потрясающего чувства собственного достоинства, как бы каждым своим движением, осанкой, ясным прямым взглядом заявляющие о себе – я горец! И это – звание! И я его достоин!

Проект «Дагестан. Портрет нации» и эта выставка говорят нам о самом главном, самом существенном: мы – уникальное сообщество людей, пусть говорящих на разных языках, но объединённых единым духом. Мы – дагестанцы!

Проект очень важен и в духовном, и в нравственном, и в социальном аспектах нашей жизни: перед реальными образами своих предков мы чувствуем связь времен; понимаем, что мы отражаем их, а они – нас. И это рождает определенную ответственность: что видят наши деды, глядя на нас с этих старых выцветших фотографий?

– Проект «Дагестан. Портрет нации», – делится Зарема, – я задумывала как  проект-отражение. Своего рода зеркало. И если после выставки вы станете рыться в старых коробках и альбомах в поисках фотографий прадедушек и прабабушек, станете расспрашивать старших об истории и традициях семьи, – значит, мы достигли своей цели: заставили вас вернуться к своим истокам, задуматься о том, кто мы и какими будут видеть нас уже наши потомки.

 

Сулгият Булгаева

Рубрика: 
Фото: