суббота, 23 января 2021
6+

В ногу со временем

О роли образовательных учреждений и значении личности учителя мы поговорили с руководителем Республиканского центра образования, председателем Ассоциации педагогов Дагестана Анжелой Байрамбековой.              

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?

 – Современный учитель – главная фигура образовательного процесса. Он должен обладать глубоким знанием предмета, который преподает, и любовью к детям. Только слово учителя дает тот результат, которого мы все ждем. Никакое высокотехнологичное оборудование не сможет его заменить.

А как же инновационные методики?

 – Когда лет 8–9 назад в нашей школе появились первые интерактивные доски, я побывала на уроке геометрии и увидела это чудо, так скажем, мультипликации. Ребенок ведет пальчиком, и у него все рисуется. Сегодня у учителя большие возможности для того, чтобы ребенок увидел, понял, представил себе, сконструировал сам. Сейчас мы приобретаем 3D-проекторы с программой для урока биологии. Человек надевает очки и видит, например, как клетка делится. Если учитель, обладающий знаниями, харизмой, любовью к ребенку, владеет современными технологиями, это делает процесс обучения увлекательным. Тут должно быть два компонента: хороший учитель и техника.

– Вы говорите, что учитель – главная часть образовательного процесса. Как вы подбираете своих сотрудников? Какими качествами они должны обладать?

– Они должны обладать качествами, о которых легко рассказать, но очень трудно их найти. При первой встрече с учителем для меня очень важно, как он выглядит. У нас почему-то это очень недооценивается. А дети должны видеть, что учитель не с постели встал и прибежал в класс, а готовился к встрече с ними: подобрал правильную одежду, надел красивые туфли, привел себя в порядок. Облик педагога – это такая же важная составляющая, как и глубокие академические знания.

Дальше я смотрю на образование. Я, правда, никогда в жизни ни у кого не спрашивала эту вкладку с оценками. Мне неловко. Но то, какой вуз окончил человек, имеет значение. Меня, конечно, интересует предыдущий опыт работы, а если я беседую с молодым специалистом, то спрашиваю, что его привело в школу.

– На базе РЦО проводится много мероприятий. Расскажите подробнее о них.

– Каждый год проводим Республиканский фестиваль «Науки юношей питают». Здесь подводятся итоги конкурса исследовательских работ и проектов учеников и педагогов образовательных организаций республики. Это один из самых масштабных праздников науки Дагестана. В нем принимают участие более 1000 детей – от воспитанников детских садов до выпускников старшей школы, а также педагоги всех районов и городов республики.

В международном творческом конкурсе «Пусть слово доброе душу разбудит» участвуют авторы в возрасте от 7 до 25 лет в разных номинациях: проза, поэзия, драматическое произведение, аннотация к книге, фотосюжет, иллюстрация к прочитанному произведению. По итогам конкурса издаётся сборник произведений победителей и призеров. В 2020 году в конкурсе приняли участие около 1500 человек из всех муниципалитетов Дагестана и стран ближнего зарубежья.

Ещё один интересный проект – фотоконкурс «Мой добрый Дагестан». Через искусство фотографии мы привлекаем внимание к теме волонтерства, социально-значимой деятельности, а также развиваем творческий потенциал обучающихся.

– Вы еще являетесь председателем Ассоциации педагогов Дагестана...

– Республиканский центр образования – базовая площадка Региональной общественной организации «Ассоциация педагогов Республики Дагестан» – партнера Министерства образования и науки Дагестана по реализации стратегии и тактики образовательной политики. Ассоциация объединяет педагогов по 18 предметным направлениям. Как руководитель ассоциации я в первую очередь стараюсь обеспечить поддержку учителей в их профессиональном росте: провожу семинары с участием работников Минобрнауки, представителей общественных структур, слеты педагогических работников, семинары-совещания и образовательные форумы с участием учителей-предметников.

– В Центре проводится большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Есть прекрасный музей, недавно был открыт кадетский класс.

– В декабре 2018 года на базе ГБОУ РД «Республиканский центр образования» был открыт Региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к военной службе. Его цель – формировать личности учащихся, их гражданскую позицию, поддерживать духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность поколений, прививать правильные ценности детям, воспитывать в них любовь к малой Родине. Для этого организуются различные мероприятия, акции, конкурсы, викторины, проводятся уроки мужества и классные часы, беседы, посвященные памятным датам и дням воинской славы России. Конкурсы чтецов, рисунка, поделок, плакатов развивают интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов. Формированию военно-патриотических чувств способствует проведение республиканской военно-патриотической спортивной игры «Годен к строевой». Дети принимают участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Дерево Победы».

Большое внимание центр уделяет работе с родителями. Их приглашают на собрания, классные часы и беседы, школьные мероприятия – это совместные экскурсии, спортивная игра «Папа, мама и я – спортивная семья», собрания «Совета отцов».

В прошлом году у нас был открыт кадетский 10-й класс Следственного комитета РД как элемент системы военно-патриотического воспитания. У кадетов особая форма, имеются знаки отличия. Самым первым значимым мероприятием для кадетских классов было принятие Клятвы, в которой кадеты обещали свято соблюдать Устав школы и кодекс чести кадета, с достоинством и честью нести звание кадета, стать надежными защитниками Отечества. В этот торжественный день кадеты вместе с гостями заложили Аллею Памяти, приурочив ее к 75-летию Победы.

– Деятельность Центра и Ассоциации охватывает не только Дагестан…

– Действительно, Ассоциация взаимодействует с ведущими образовательными организациями Москвы, Казани, Калининграда, Астрахани, Ульяновска и Ярославля, Архангельска, Волгограда и Красноярска. Особенно тесно сотрудничаем с Казанским федеральным университетом: совместно реализовали проект «Тотальный диктант по английскому языку», который объединил более 8000 участников со всех регионов России, включая более 1500 учащихся Дагестана. Проект «Наполним сердце добротой» объединил детей из 6 стран ближнего зарубежья и 38 субъектов РФ.

Кроме того, мы проводим всероссийские открытые уроки, вебинары с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью; у нас есть циклы дистанционных уроков для подготовки выпускников к ЕГЭ по английскому языку, видеоконференции. В качестве культурно-языкового обмена проходят телемосты-видеоуроки со школьниками Австралии, Германии, Китая.

– Чем еще замечателен ваш Центр?

– Республиканский Центр образования – это самая большая современная школа на Северном Кавказе. Наш Центр – это красивое здание, футбольное и волейбольное поля, игровые площадки с турниками, качелями и каруселями для учеников младших классов. Здесь сплочённая команда талантливых и креативных педагогов. В центре проводится работа по совершенствованию педагогических кадров. Гостями центра бывают и директора школ, и заместители директоров, и учителя, и вожатые…

 – Что бы Вы пожелали педагогам Дагестана?

– На мой взгляд, в современном обществе все более ценится человек, способный и готовый к самосовершенствованию, поиску новых знаний, умеющий мыслить нестандартно. И именно таким и должен быть современный учитель. В связи с этим меняется роль педагога в образовании и, соответственно, задачи, стоящие перед ним; педагог, прежде всего, должен научить ребенка «учиться», работать самостоятельно. А самое главное – современный учитель должен шагать в ногу со временем. Желаю всем педагогам нашей республики быть счастливыми, ведь утонувший в заботах и депрессии человек никогда не воспитает счастливого ребенка!

Беседовал Э. Эмиров

Рубрика: 

Новый номер