четверг, 29 октября 2020
6+

Музыка – она во мне…

Человек, живущий в мире музыки, – удивительной, светлой, заполняющей каждую клеточку души… Она вспоминает детство, наполненное звуками классической музыки, всегда звучавшей в родительском доме, семье педагогов, преподавателей математики и географии Буйнакского педучилища. Оно дало ей то необъяснимое чувство счастья, что со временем дало ощущение правильности выбора жизненного пути.

Тогда в Буйнакске, так гордившемся своей интеллигенцией, устраивавшей в городе музыкальные вечера, поэтические встречи, существовала особая аура, сформировавшая мировоззрение не одного поколения, пробуждавшая желание посвятить себя искусству, музыке. И Зарифа Ахмедовна никогда не жалела об избранном пути. Скорее уверилась в мысли, что ее выбор и есть то настоящее, что приносит удовлетворение от любимой работы, даёт силы оставаться в профессии и двигаться дальше.

Зарифа Абдуллаева

Становление…

– После окончания Буйнакской музыкальной школы, – вспоминает Зарифа Ахмедовна – я поступила в Махачкалинское музыкальное училище, где моим педагогом стала Луара Хизриевна Магомедова, ученица основоположника дагестанской пианистической и композиторской школы Готфрида Гасанова. И так случилось, что, будучи ещё студенткой училища, я начала работать там же концертмейстером в дирижёрском классе. Наверное, это не было случайностью...

Как продолжение музыкальной карьеры – Москва, институт имени Гнесиных, годы профессионального становления, накопления знаний и впечатлений. Музеи и театры, концерты выдающихся музыкантов мира и, конечно, общение с замечательными педагогами, с радостью делившимися секретами мастерства со своими учениками.

– Одержимость? – переспрашивает Зарифа Ахмедовна, – нет, скорее желание достичь еще большего профессионализма, постичь все тонкости владения инструментом, ощущать дыхание зала. Это ни с чем несравнимое чувство! Нет, никто из нас и не думал о карьере! Просто хотели заниматься любимым делом, играть как можно больше разной музыки, общаться с единомышленниками.

И сегодня она считает, что учёба в Гнесинке – высочайшая профессиональная планка для музыканта, мечтающего о концертной и педагогической деятельности.

За дирижерским пультом

 – Вернувшись в Дагестан после окончания вуза, я волей случая попала на работу в Даггосфилармонию, где уже тогда сложился известный в республике коллектив профессионалов. В музыкальном лектории я оказалась среди опытных артистов, которые приняли меня и дали почувствовать, что я могу быть им полезной. Мы работали над новыми программами, ездили по республике, сотрудничали с дагестанскими композиторами, исполняя их музыку не только у нас, но и во многих регионах страны, записывали их сочинения в фонд Дагестанского радио. Отношения в этом коллективе были тёплые, почти родственные.

Знаете, ощущение родства душ, наверное, приходит не сразу и складывается из совокупности индивидуальностей и мироощущения твоих коллег. Это сложно объяснить словами, но когда ты приходишь на работу и понимаешь, что от тебя зависит, как сложится день, атмосфера репетиции и её результат, то это прибавляет сил и заставляет более ответственно подходить к своему делу. Когда в 1988 году в филармонии был создан камерный оркестр, это стало значительным событием в музыкальной жизни Дагестана. Я сразу активно включилась в работу коллектива, мне было это интересно. Играла в оркестре партии рояля и клавесина, выступала как солистка. Теперь вот стою за пультом…

Семья как семья

Да, прошло почти пятнадцать лет, как Зарифа Абдуллаева впервые взяла в руки дирижерскую палочку. А я спрашиваю про другое: как две родственные души обрели друг друга? Она задумывается, подбирая слова:

– Знаете, я не хочу рассказывать вам романтическую увлекательную историю любви. Станислав Хржановский стал первым руководителем камерного оркестра Даггосфилармонии имени Татама Мурадова. Это был профессионал высочайшего уровня, обладающий поистине энциклопедическими знаниями в музыке, литературе, в науках. Рядом с такой личностью было интересно всем – и коллегам, и ученикам. Мы много вместе работали, говорили, спорили, а потом вдруг поняли, что не можем обойтись друг без друга.

 Как-то однажды супруг мне сказал: «Становись за пульт, у тебя получится». Я тогда посмеялась – уж больно не женская профессия, я и сейчас так считаю. Но жизнь распорядилась по-иному. Мне пришлось преодолеть много сомнений, переживаний, негативных обстоятельств, переломить некоторые черты своего характера. Теперь единственное, о чём я могу пожалеть, – редко играю на рояле!

Дома как в гостях…

Не секрет, что Дагестанская филармония уже много лет не имеет ни своего зала, ни нормальной репетиционной базы. Для меня остаётся загадкой, как сегодня в условиях «гостевого дома» филармония не просто работает – её деятельность составляет основу культурной жизни республики. Достаточно упомянуть лишь часть огромной работы коллектива: образовательно-просветительские программы, детские абонементы, Региональный музыкальный фестиваль «Наши надежды», форум современной музыки «Творческие пересечения», на который приезжают композиторы и музыковеды из разных регионов. Ну, а знаменитые «Порт-Петровские ассамблеи», ставшие визитной карточкой горного края, – это отдельная тема в истории филармонии.

– Человек так создан: его питает не только материальное, возведенное в ранг абсолюта, но и духовное, возвышающее его природу, желание совершенствовать свой внутренний мир, – задумчиво констатирует Зарифа Ахмедовна. Просветительская деятельность филармонии в том и состоит, чтобы нести красоту и гармонию людям, рассчитывая на пробуждение в их душах лучших качеств – доброты, сострадания, любви, всего того, что удерживает мир от безумства.

 – В 90-е годы, – вспоминает Зарифа Ахмедовна, – практически в условиях изоляции, вызванной положением в Чечне, когда перестали существовать главные концертные организации страны Росконцерт и Союзконцерт, закрывались филармонии во многих городах, мы приложили огромные усилия для того, чтобы не только сохранить наш коллектив, но и дать возможность дагестанцам не отрываться от культурного пространства.

Я тогда играла по несколько сольных программ в сезон. Так же активно работали и все мои коллеги. До сих пор мы иногда встречаем отзывы наших зрителей, которые вспоминают те концерты. Согласитесь, это дорогого стоит… Очень хочу надеяться, что Дагестанская филармония всё же обретёт свой дом, где будет спокойно и комфортно и нашим коллективам, и приглашённым гастролёрам, и публике.

Я спросила у Зарифы Ахмедовны, какой слушатель важен для музыканта, и она вспомнила один случай из своей концертной практики.

– Однажды у меня был концерт в небольшом городском клубе. Старенькое пианино, выцветший занавес… Разыгрываясь перед выступлением, я увидела пожилую женщину, которая убирала зал, а позже с удивлением увидела в первом ряду на концерте. После концерта она подошла ко мне со словами: «Доченька, я ничего не понимаю в том, что ты играла, но моей душе было хорошо». Вот это и есть самое главное в нашем деле!

Вновь возвращаюсь к репертуару камерного оркестра, профессионализм которого по достоинству оценивают музыканты, приезжающие на гастроли.

– Репертуар камерного оркестра весьма обширен. Музыка эпохи Барокко, классицизм, произведения русских композиторов, современная академическая музыка и, конечно, опусы дагестанских композиторов. Профессионализм коллектива достигается скрупулёзной повседневной работой. Приходится быть настойчивой, требовательной, порой непримиримой, чтобы добиться нужного звучания, качества ансамбля и осмысления сложного музыкального материала. Филармонический оркестр должен быть мобильным, способным с одной репетиции сделать программу с приглашённым солистом. И когда мы слышим от наших гостей «Я хотел бы ещё раз с вами поиграть», – это для нас самая большая похвала!

Я спрашиваю, можно ли увидеть оркестр на республиканском телевидении? Зарифа Ахмедовна отмечает, что на канале часто транслируются записи с концертов «Порт-Петровских ассамблей».

– У нас с РГВК есть обоюдное желание более тесного сотрудничества. Мы могли бы делать передачи, позволяющие нашим землякам, живущим далеко от столицы, чаще прикасаться к прекрасному миру музыки. Но, к сожалению, для этого нет необходимых технических возможностей. Например, студии звукозаписи, где можно записать оркестр в хорошем качестве.

Прививать любовь к музыке ….

Мы ведём разговор в Махачкалинском музыкальном училище. Несмотря на огромную занятость филармонической работой, Зарифа Ахмедовна здесь передаёт свой опыт молодым музыкантам. Признаюсь, я ожидала увидеть полупустые аудитории и немногочисленных студентов, но ошиблась. В музучилище кипит бурная студенческая жизнь; отовсюду слышны звуки различных инструментов, распевки вокалистов.

Зарифа Абдуллаева, Махачкала, 67 лет

– У нас много талантливой молодежи? – спрашиваю у педагога. Она удивляется:

– Конечно! Наши дети очень талантливы! И мечтают стать профессиональными оркестрантами, солистами, певцами. Мы стараемся поддержать их стремление, помочь в профессиональном становлении. Ведь наша республика так нуждается в кадрах! Артисты оркестров, педагоги школ искусств по всем специальностям – они нам просто необходимы!

В училище работают педагоги, бережно сохраняющие традиции дагестанской исполнительской школы и не жалеющие своего времени и сил на то, чтобы передать их своим ученикам.

Музыкант, дирижер, педагог, рабочий день Зарифы расписан по минутам.

– А как Вы отдыхаете?

– Работаю, – не задумываясь, отвечает она. – Люблю перечитывать классику, Кафку, Стриндберга…

– Так Вы эстет! – улыбаюсь я.

– Да нет, каждый тянется к той литературе, что близка его внутреннему миру. Это такое глубоко личное, что дает пищу для ума, размышлений. В отпуск предпочитаю уезжать туда, где не жарко, тихо и малолюдно.

Так каков же он, мир Зарифы Абдуллаевой? Кажется, она так и не открыла свое, так оберегаемое от посторонних взглядов пространство, что дает ощущение внутренней свободы, присущее избранным, далеким от мирского, повседневного.

…. И пусть ей сопутствует удача…

 

Айшат Тажудинова

Рубрика: 

Новый номер