суббота, 04 апреля 2020
6+

Поэт, художник, комиссар…

В сентябре 1919 года в Порт-Петровске по приговору военно-полевого суда был расстрелян присланный партией из Москвы комиссар. Долгое время даже сами дагестанские подпольщики не знали ни настоящего имени комиссара, ни его биографии. Не знали этого и палачи. Это был Оскар Моисеевич Лещинский – художник, поэт, революционер…

Те, кто знал Лещинского в эти грозные годы, оставили в своих воспоминаниях описание облика этого романтика революции.  Вот что писала поэтесса  серебряного века Елизавета Полонская о начале знакомства с ним в Париже:

«Стройный, белокурый, очень подвижный, с приятным одухотворенным лицом… Лещинский только недавно приехал в Париж, бежав из тюрьмы, как и многие другие товарищи. Потом я узнала, что он пишет стихи, хочет стать художником. Где-то на юге России жили его родители, но, по-видимому, небогатые, так как он не получал никаких средств из дома и сразу стал нуждаться. С каждым собранием, на котором мы встречались, Оскар казался мне все более нервным, и его узкое выразительное лицо становилось угловатее и прозрачнее. Он, по-видимому, жестоко голодал, но все же аккуратно приходил на очередные встречи».

Короткая жизнь Оскара вместила в себя много ярких событий: революционер, выполнявший поручения Ленина в Лонжюмо и Швейцарии, ссыльный, комендант Смольного в 1917 году, красный комендант Эрмитажа в первые дни советской власти и, наконец, уполномоченный ЦК партии в Дагестане – вот основные вехи его политической деятельности.

Владимир и Елена Бондаренко, брат и сестра, в статье "Имени  Оскара", опубликованной в 1975 году в журнале "Юность", восстановили основные факты биографии Лещинского:

Родился Оскар в 1892 году в Новозыбкове Полтавской губернии, учился в Ростове-на-Дону, совсем еще юным встал на революционный путь. Его жена Лидия Николаевна Мямлина писала о начале подпольной деятельности Оскара:

«В квартиру Лещинских явились жандармы. Они обнаружили пачки прокламаций, подпольные брошюры, но самое главное – коробку из-под сигар с патронами. Арестовали отца Оскара, не имевшего ни малейшего представления о революционной литературе и о подвигах своего среднего сына, которому исполнилось только 11 лет. В непричастность старшего Лещинского к революционным делам полицейские, естественно, не поверили, хорошо, что он еще отделался сравнительно легко: три года ссылки в Иркутск. Выехала в Иркутск и вся семья Лещинских. В Ростов они вернулись в 1905 году, незадолго до того, как вспыхнуло восстание ростовских рабочих».

13-летнего Оскара высылают в Архангельскую губернию. Ссылка должна была  длиться три года, но продолжалась чуть больше пяти месяцев. С помощью политических ссыльных Оскару удалось бежать. Вернувшись в Ростов, Оскар продолжал революционную деятельность. Его вновь ссылают, на этот раз в Енисейскую губернию. Возраст пока спасал Оскара от более суровых наказаний. Из сибирской ссылки Оскар бежал, прихватив даже свое личное дело из местной жандармерии.

Париж

В 1910 году Лещинский приехал в Париж. Город жил кипучей жизнью: собраниями эмигрантов, выставками художников, демонстрациями рабочих, выступлениями Аристида Бриана и Жана Жореса. Оскар близко познакомился со старым большевиком Владимиром Старосельским, председателем общества политэмигрантов, стал часто бывать у него. Заходил к Старосельскому и Владимир Ильич Ленин.

Будущего вождя российской революции заинтересовала судьба юноши. И когда в 1911 году Ленин организовал партийную школу в Лонжюмо, он вспомнил об Оскаре. Конспиративный опыт Лещинского, его организаторские способности пригодились для перевозки от границы слушателей школы и отправки их из Франции на работу в Россию.

В Париже Лещинский серьезно увлекся поэзией и живописью. Он жил в знаменитом пристанище  художников и писателей всего мира, которое называлось «Улей» («Ля рюш»). Одновременно с Оскаром Лещинским в соседних комнатах жили Модильяни и Шагал, Осип Цадкин и Натан Альтман. А.В. Луначарский назвал «Улей» «огромным коллективным гнездом художников».

Оскар учился рисовать в Русской академии живописи, организованной в Париже русскими политэмигрантами. Как художник он сформировался в знаменитой Парижской школе живописи, так же, как десятки других выходцев из России, чьи имена известны сейчас всему миру: Г. Орлова, Л. Гудиашвили и Д. Какабадзе – все они работали на заре 20 века в Париже, прославляя своими работами и Россию, и Францию. Кто знает, может, и Лещинский стал бы признанным мастером: колоритом его работ восхищались многие известные художники.

Но Оскара ждал другой путь – путь профессионального революционера. Прожив в Париже два года, Лещинский стал видеть в нем не только город музеев и мастерских художников. Он познакомился с рабочим Парижем, участвовал в демонстрации в День Парижской коммуны, был арестован и заключен в тюрьму на несколько месяцев.

Полузамерзшие, худые,

Снуют с поклажей босяки.

Зачем тут гибнут молодые?

Зачем тут гибнут старики?

Рассвет приходит розоватый,

Парижский жалобный рассвет.

Какие люди виноваты,

Что у голодных хлеба нет?

В 1912 году Оскар Лещинский вступил в литературно-художественный кружок. Собрания проходили в кафе. Постоянными членами кружка были A.В. Луначарский, И. Г. Эренбург, B.А. Антонов-Овсеенко. В 1913 году на базе кружка стал издаваться литературно-художественный журнал «Гелиос». Одним из редакторов журнала был Лещинский. В 1914 году в Париже вышла книга его стихов «Серебряный пепел».

На изображении может находиться: 1 человек

Оформлял ее сам поэт. В сборнике собраны стихи об Италии, Испании, Франции. Вот, например, одно из самых популярных стихотворений – «Венеция» (1914):

 

По каналам

Бледно-алым

Я движением усталым

Направляю лодку в море

К лиловатым островам…

Замок Дожей,

Непохожий

На дворцы, что знал прохожий,

Промелькнул, подобный тонким

И воздушным кружевам.

Желто-синий

Город линий –

Храм Джиовани Беллини,

Храм великого Беллини

Серебристого творца.

По каналам

Бледно-алым

Я с желанием усталым,

Наслаждаясь ровным бегом,

Плыл и плыл бы без конца.

Лейтмотивом проходит в книге тоска по родине, по России:

Все тот же круг и те же встречи,

И снова, приходя домой,

я слышу звуки русской речи,

и пахнет русскою зимой.

В 1915 году Лещинский подготовил к печати книгу о французской живописи «От импрессионизма до наших дней», но война помешала ее изданию.

Отправив жену Лидию Мямлину (художницу и  тоже революционерку) с детьми в Россию, Лещинский поехал к Ленину в Швейцарию. В качестве связного с  его поручениями он ездил в годы войны в Испанию, Швецию. Как только до Женевы дошли сведения о февральской революции, со вторым эшелоном политэмигрантов Оскар вернулся в Россию. В октябрьские дни участвовал в захвате Зимнего. Весной 1918 года Лещинского вызвали в Москву.

Кавказ

В Москве  Оскар пробыл не больше месяца. Совнарком РСФСР послал его на Северный Кавказ для организации Красной Армии. Пятигорск, где работал Лещинский, захватили белогвардейцы. На заборах висели плакаты: «За головы Оскара Лещинского и членов его семьи полагается награда 10 тысяч рублей».

Оскару удалось выбраться во Владикавказ. С Кировым он готовил первую военную экспедицию на Северный Кавказ. В музее  С.С. Кирова хранится расписка Лещинского: «Получил от Кирова 35 тысяч рублей на организацию первого транспорта военного снаряжения. 11 июля 1918 года». В октябре 1918 года Лещинский приезжал в Москву: началась подготовка второй кавказской экспедиции. Готовили ее также Киров и Лещинский. В марте 1919 года Лещинский еще раз приехал в Москву по особому заданию Кирова. Это был его последний приезд, последние споры о поэзии. Перед отъездом на Кавказ Лещинский собрал своих друзей, читал новые стихи. Даже в годы гражданской войны он находил время для поэзии. Стихи эти не были похожи на декадентские стихи «Серебряного пепла».

Карабин мой скорострельный за плечом,

Ни о чем я не жалею, ни о чем.

До чего весной прекрасна жизнь в горах,

На коне, вдыхая ветер, страх не страх...

В начале апреля 1919 года он писал Елене Рановой в Москву:

«У нас в степи уже сильно пахнет весной. Степь голая. Бегут ручьи, с ними бегу и я. Может быть, и я, как они, войду в распухающую землю... Завтра Астрахань, путь к новым испытаниям».

Дагестан

В Дагестане, где в тот момент властвовали враги революции, Оскар Лещинский скрывал свое имя и выдавал себя за брата Бориса Савинкова – белого террориста, непримиримого врага советской власти.

За короткий срок подпольным обкомом партии Дагестана под руководством Уллубия Буйнакского и Оскара Лещинского из партизанских отрядов была организована партизанская армия, на 20 мая намечалось восстание.

Но 13 мая в Темир-Хан-Шуре штаб восстания был арестован. Подпольщиков выдал предатель. Из 12 арестованных шестерых суд приговорил к расстрелу. Уллубий Буйнакский, Абдулвагаб Гаджимагомедов, Абдурахман Исмаилов, Саид Абдулгамидов, Абдулмеджид Алиев были расстреляны в ночь на 16 августа на железнодорожной станции Темиргое.

Оскара Лещинского расстреляли отдельно, в сентябре 1919 г. Из тюрьмы Порт-Петровска, где держали Лещинского до казни, до Кирова дошло его предсмертное письмо.

«Милый Фрибус,– писал Оскар товарищу, которого должны были выпустить. –... Я Вас прошу исполнить мою просьбу, за которую буду Вам благодарен до гроба. А ждать мне его недолго.

У меня есть жена, с которой я связан уже 10 лет. Есть двое милых любимых детей: Валя 8 лет и Леночка 5. Дети – это самое дорогое, что у меня есть. Однако в вечных странствованиях по белу свету и в опасностях житейской борьбы я успел дать им очень мало и хочу, чтобы они когда-нибудь узнали, что я любил их и умер как воин, побежденный телом, но свободный духом... Хорошо бы было сообщить в Баку, в партийный комитет, через Булата-Ковалева (это можно сделать через Пашу), чтобы в случае возможности послать комиссару Сталину для Кирова сведения о моей судьбе. Вот, милый, все, что я прошу вас по возможности исполнить. Я умру спокойный. Борьба тяжка, уходить из жизни молодым больно – но законы этой жизни непреодолимы. Целую вас и желаю скорее быть свободным для жизни, для любви и счастья. Моя фамилия Оскар Лещинский – но никому не говорите. Жму руку...»

Было Оскару Лещинскому всего 26 лет. В Дагестане память о нем увековечена в названиях улиц многих городов и поселков, ему установлен памятник в скульптурной группе революционеров в сквере Борцов революции в Махачкале.

Картинки по запросу "памятник борцам революции в махачкале"

Использованная литература:

Лещинский О. Серебряный пепел. Париж, 1915.

Бондаренко Е. Бондаренко В.  "Имени Оскара"//Юность. 1975. № 1. С. 69-71.

Полонская Е. Города и встречи. Книга воспоминаний. М., 2008.

Синельников В. Киров. М., 1964.

 

Новый номер