Лейла Султанова: Важно быть креативным

На изображении может находиться: текст

 

 

– Когда я согласилась перейти в пресс-службу Дагестанского филиала ПАО «Ростелеком», я еще не знала, что работу пресс-секретаря можно сравнить с молотом и наковальней: угодишь журналистам, можешь испортить отношения со своим руководством, угодишь руководству – можешь испортить отношения с журналистами. То есть всегда в зоне риска. Такое состояние… между двух огней. Журналист, работающий в СМИ, более свободен в выражении своих мыслей, а у сотрудника пресс-службы есть обязанности и определённые рамки, ограниченные политикой компании, на которую работаешь.– Так начала рассказ о своей жизни и работе известная телеведущая, диктор и редактор ГТРК «Дагестан» Лейла Челебиевна Султанова.

Как Вы решились уйти с телевидения и стали руководителем пресс-службы в крупной компании?

– Мне сделали предложение, от которого я не смогла отказаться (смеется). Эта не было неожиданностью, руководитель «Дагсвязьинформа», как тогда называлась наша организация, предлагал мне эту должность давно. Я отказывалась, но после повторного предложения все-таки согласилась. Нужно выходить на новый уровень, подумала я.

– Есть мнение, что перейти в пресс-службу – значит убить в себе журналиста, Вы согласны с этим?

– По поводу «убить» – поспорю. Для хорошего пресс-секретаря важно иметь хороший опыт журналистской работы. Журналист и пресс-служба – это не две стороны одной медали, где-то они расходятся, где-то пересекаются. Но в одном совпадают полностью: очень важно быть креативным, чутко реагировать на новые веяния, не быть равнодушным. Конечно, на первых порах нарабатывать опыт приходилось, в том числе методом проб и ошибок.

Ваша пресс-служба была создана одной из самых первых. Как Вы начинали развивать это направление PR–деятельности?

– Когда я приступила к работе в «Дагсвязьинформ», в Дагестане практически еще не было пресс-службы, как ее сегодня понимают. Казалось, главное – это организация и проведение брифингов, пресс-конференций, мероприятий для освещения деятельности компании. Пресс-служба занимается пиаром, то есть налаживает «связи с общественностью», делает все возможное, чтобы выставить компанию в выгодном свете. Это было понятно. А вот какими методами действовать – этому я учусь до сих пор. Это очень серьезная наука, без которой в современных конкурентных рыночных условиях не обойтись. И вот с 1997 года, уже более 22 лет, я веду работу по связям с общественностью в телекоммуникационной компании, по существу, начав с нуля.

Я благодарна своему руководству, уже «Ростелекома», что много внимания уделяется именно совершенствованию навыков, знаний сотрудников. Стратсессии, форумы, семинары, виртуальные курсы, тестирование, тренинги – сегодня в мире все меняется стремительно, и чтобы быть в ногу со временем, надо работать над собой. Иначе – ты не конкурентен. И как результат, у меня просят совета начинающие пиарщики. И есть ряд уже сложившихся специалистов в PR, которые благодарны мне за поддержку, обмен опытом и даже считают своим учителем.

– Какие изменения в работе пресс-службы произошли за эти 22 года?

– Сегодня наряду с ведомственными службами активно работают PR–агентства. И многие маленькие компании обращаются именно к ним. Но крупные компании, такие как ПАО «Ростелеком», национальный оператор связи, Сбербанк, Пенсионный фонд, министерства, силовые структуры, имеют собственных специалистов этого направления. Если раньше приходилось заниматься всем, то сегодня появилось разделение: непосредственно пиар, имидж, коммерческие структуры, имеющие свои подразделения рекламы, маркетинга, внутренние коммуникации между филиалами и внутри своего коллектива. Но чтобы получить результат соответствующий, мы все работаем на одну цель. В частности, наша компания – высокотехнологичная IT–компания, которая не только предоставляет услуги, но и интегрирует их в различных сегментах рынка.

– Какого рода эти услуги?

– Это цифровые услуги связи, которые помогают сделать нашу жизнь комфортнее: высокоскоростной интернет, на базе которого подается и интерактивное телевидение, «облачные» услуги, комплекс сервисов «Умный дом», более глобальный комплекс «Умный город» и многое другое. Сидя на работе, через мобильные приложения на своем телефоне, можно контролировать свой Умный дом. Это особенно удобно, если ваши дети остаются одни дома, вы уехали в отпуск с семьей или в доме есть пожилой человек и т.д. Кроме наблюдения, родители могут открыть дверь детям, если они забыли ключи, обесточить дом, выключить воду или газ и даже разобраться в конфликтных ситуациях между детьми.

Это то, что касается маркетинга и продвижения наших сервисов. Чтобы продвигать эти технологии, мы проводим конкурсы для региональных журналистов. Наша коллега с телевидения, победив, получила приз конкурса – камеру видеонаблюдения. И теперь она дистанционно, находясь на работе, контролирует своих трех дочерей.

Ростелеком – огромная компания, которая может позволить себе заниматься социальной политикой. Мы не только зарабатываем деньги, но и вкладываем их в социальные, благотворительные, волонтерские проекты, касающиеся не только социально незащищенных слоев населения, но и спорта и культуры в том числе. В канву таких мероприятий мы вплетаем наши услуги. Поддерживаем своим интернетом, современной телефонией важные проекты республиканского, федерального, международного уровней. Например, кадровый конкурс «Мой Дагестан», форум «Сообщество», форум МФЦ и т.д.

Реализованы крупные проекты с Даггосфилармонией: музыкальные лектории для детей и взрослых в различных населенных пунктах, в коррекционной школе, в детском онкодиспасере, с Федерацией паратхэквондо РД, поддержка инвалидного спорта. Инициатором подобных проектов по всему ЮФО и СКФО через филиалы «Ростелекома» стал директор МРФ «Юг» Денис Лысов. Большое внимание помощи социально незащищённым слоям населения, благотворительности уделяет нынешний руководитель филиала Руслан Ярахмедов: больные дети, люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации, и многое другое. Эта сфера – безгранична, куда ни ткни – везде необходима помощь.

– Как пресс-служба взаимодействует со СМИ?

– Сотрудничать с представителями различных СМИ приходится постоянно. Главное – заинтересовать, или, как мы говорим, «залоялить» журналистов. Необходимо уметь налаживать с ними контакты. Ведь иногда приходится «просить» журналистов не выдавать в свет некоторые данные, а иногда срочно что-то опубликовать в выходные дни.

Наша компания проводит разные мероприятия: журналистские конкурсы, пресс-туры, общение в неформальной обстановке. Это тоже род нашей деятельности. У нас есть свой пул корреспондентов, с которыми мы практически всегда работаем. Недавно состоялось первое заседание Южного медиа-клуба, почти сорок журналистов со всего ЮФО и СКФО собрались в пансионате на берегу Черного моря. Встретились с руководством нашего МРФ, с директором департамента Вячеславом Плехановым, экспертами в области интернет-безопасности, «Умного дома», «Биометрии». Познакомились между собой, пообщались.

– Какова цель таких пресс-туров?

– Одну цель я уже назвала – узнать друг друга поближе и подружиться. Другая цель – продемонстрировать наши новые продукты и услуги: цифровые и телекоммуникационные, которые могут пригодиться в их работе, в командировках.

– Хороший пресс-секретарь – какой он, на Ваш взгляд?

– Пресс-секретарь – это человек, у которого должно быть большое терпение. Он должен уметь писать и, что очень важно, понимать специфику работы журналистов всех видов СМИ. Работа в пресс-службе престижная и ответственная. Также важны пунктуальность, организаторские способности. Они помогают оперативно и спокойно решать важные и срочные вопросы. Стоит отметить, что в современной пресс-службе немалую роль играет работа с программами документооборота и прочими программами.

– Есть ли будущее у профессии пресс-секретаря?

На изображении может находиться: 3 человека, люди стоят и костюм

– Мне кажется, в любом случае, пресс-службы останутся, как останутся и журналисты. Всегда будут нужны переводчики с профессионального языка на язык обычных людей. Сейчас особое внимание уделяется так называемому «виртуальному» информационному полю, каналам, которые коммуницируют с наибольшей аудиторией. Хороший секретарь должен не пренебрегать современными веяниями, например, плотнее работать с социальными сетями, которые сейчас – чуть ли не основной источник информации для миллионов людей. Нельзя сказать, что скоро закончатся телевидение и газеты и будет один сплошной Интернет, но уже сейчас видно, насколько это взаимосвязано. Необходимо понимать, какими каналами пользоваться, чтобы информация вовремя приходила в тот или иной дом. Всё зависит от задачи, и хороший пресс-секретарь должен понимать, кто потребитель его информации и на какие СМИ ему надо ориентироваться.

– Мешает ли работа Вашей личной жизни?

– В моем понимании современная женщина не жена–хозяйка или одиночка–карьеристка, а гармоничное сочетание этих понятий. Да, успевать везде непросто, но лишать себя счастья быть любимой женой и матерью, делая карьеру, лишать себя возможности самореализации ради мужа и детей – тоже неправильно.

– Вы создаете впечатление «железной леди». Этот образ сохранился за Вами еще со времен работы на телевидении. Поставленный от природы голос, очаровательная, но строгая внешность, внутренняя самодисциплина, читающаяся в каждом жесте. Откуда это у Вас?

– Возможно, повлияло то, что я из семьи военнослужащего. Наша семья исколесила весь СССР. Я ведь только этническая дагестанка. Родилась в городе Прохладном КБ АССР, жили в Подмосковье, в Электростали, в Воронеже, в Капустином Яре, в Казахстане, в Украине…Я выросла в небольших закрытых стратегических военных гарнизонных городках. После окончания средней школы я приехала на этническую родину в Дагестан, поступила в Махачкале на немецкое отделение ФИЯ ДГУ.

– Это была мечта детства?

– Мечта была владеть немецким языком. Я хотела поступить в институт военных переводчиков, но папа категорически отверг это и оставил один вариант – Махачкала. После окончания университета на красный диплом у меня было направление в аспирантуру. Но я поехала за своим мужем в отдаленное село Мюхрек в Рутульском районе, это наше родовое село. Супруг тоже оттуда. Балкон дома моего деда служил крышей дома деда моего мужа (улыбается).

На изображении может находиться: 1 человек, улыбается, часть тела крупным планом

– Вы, привыкшая к частым переездам, быстро освоились на новом месте?

– В этом случае адаптация была достаточно болезненной. Горский быт отличается от уклада жизни в городе. Мне, городской девушке, да еще выросшей, как у нас говорят, «в России», было очень трудно привыкнуть не столько к нелегкому горскому быту, тяжелее было принять сельский менталитет и адаптироваться среди земляков. Адаты, обычаи, язык. Сейчас даже представить страшно, что я могла не вернуться на свою малую Родину.

–Не жалеете, что не повторили судьбу родителей как военнослужащих?

– Не жалею. Постоянные переезды из гарнизона в гарнизон... Я в детстве не задумывалась, как тяжело было моей маме каждые 3–4 года срываться с насиженного гнезда и устраивать быт на новом месте...

– А кем работает Ваш супруг, кто он?

– У нас обоих творческие специальности. Он художник, Магомед Магомедов, работает под творческим псевдонимом Пираевич, член Союза художников, доцент кафедры живописи ДГПУ и завкафедрой рисунка и живописи ДГТУ. Народный художник Дагестана.

– Как Вы попали на ТВ?

– Через год после работы в селе мы с мужем вернулись в Махачкалу. Я устроилась ненадолго в пединститут преподавателем немецкого языка. У меня тогда тяжело болела мама, и работа почасовика меня устраивала, тем более, жили мы рядом. Случайно узнала о конкурсе ГТРК «Дагестан» на должность диктора-телеведущего. Я тогда и не думала, что пойду на этот конкурс, пройду его и стану диктором, а фактически тележурналистом. Почти год шли объявления на замещение вакантной должности, руководство никак не могло найти подходящую кандидатуру, как будто они ждали меня. И когда я вновь услышала по телевизору объявление о вакансии, позвонила по номеру, указанному в рекламе. Как только на другом конце провода услышали мой голос, пригласили на собеседование. Я сразу прошла конкурс. По мнению тогдашнего директора телевидения Феликса Астратьянца, совпало все: голос, внешность, образование. Меня взяли, и через неделю стажировки я вышла в прямой эфир. И проработала на ТВ 10 лет диктором и редактором.

– Сейчас бы смогли работать на ТВ, как раньше?

– Сегодня на телевидении работа поставлена немного по-другому. Тогда нам приходилось делать все: читать новости и программу телепередач, объявления, вести авторские передачи, концерты по заявкам и праздничные концертные программы на обоих телеканалах. 25 лет назад в нашей стране не было интернета, поэтому именно ТВ было единственной возможностью интересно провести время.

Наряду с Галиной Дулиевой Вы считаетесь одной из легенд отечественного телевидения. Как Вы привыкали к обычной жизни и отвыкали от популярности–узнаваемости?

– Я не сразу решилась уйти с ТВ. Любой, кто побывал по ту сторону экрана, сталкивается с ситуацией, когда он вынужден покинуть эфир и стать обычным человеком.

– По работе на телевидении не скучаете? Планировали вернуться в эфир?

– Скучала, но вернуться не планировала. Я часто бываю на ТВ по работе и регулярно общаюсь с коллегами с ГТРК.

– Вашего сына, директора корпункта «Россия–1» по Дагестану, Саркара Магомедова, тоже телевизионщика, знает весь Дагестан и жители всей России. Есть ли у Вас еще дети?

– У меня два сына. Старший сын – Руслан, он, в отличие от всей остальной нашей творческой семьи, деловой человек (смеется). Саркара – вы знаете. Прекрасные ребята – моя опора, поддержка. Оба состоявшиеся специалисты, отличные семьянины и хорошие люди. За что я им еще благодарна, через них я обрела двух дочерей, это их супруги, и я счастливая бабушка.

– Как Вы все успеваете? Хватает времени на дом, не тяжело?

– Мне хочется, чтобы картинка моей жизни была разнообразной. Ведь когда ты начинаешь скучать, у тебя всё валится из рук, а когда твоя жизнь насыщается яркими впечатлениями, всё получается, и любая работа проходит с огоньком.

Рубрика: 

Партнеры