четверг, 25 июля 2024
6+

КАК СНИМАЛИ «ГОРЯНКУ»

(воспоминания режиссёра фильма)

Ирина Поплавская (1924 2012)  – режиссёр «Мосфильма», актриса, сценарист, заведующая кафедрой кино и театра Государственной академии славянской культуры.

Она сняла фильмы «Месть», «Дорога к морю», «Джамиля», «Я – Тянь-Шань», «Горянка», «Василий и Василиса», «Матвеева радость», «Очарованный странник». Фильм «Джамиля» получил несколько высоких наград на международных кинофестивалях.

В книге «Мой фильм» (2004 г.), в главе «Мой Дагестан», Ирина  Поплавская вспоминает, как она в 1975 г. снимала фильм «Горянка» по поэме Расула Гамзатова и как трудно было  отстаивать от  руководства и партийных органов каждую сцену картины. В главных ролях снимались Татьяна Шумова (Асият), Ислам Казиев (Осман), Рамаз Гиоргобиани (Юсуп), Патимат Хизроева (Хадижат), Барият Мурадова (мать Османа), Софья Пилявская (учительница Вера Васильевна) и др.

Публикуем воспоминания режиссёра в сокращении…

 «В фильме «Горянка» меня волновала не столько проблема закрепощения и раскрепощения дагестанской женщины – она была на поверхности, и хотя, возможно, до сих пор актуальна для Кавказа, но это проблема местная;  а мне хотелось говорить о том, что наболело в России – о необходимости свободы не только для горской женщины, а для каждого человека на земле. В 70-е годы в России  это была проблема острая.

И ещё я хотела сказать фильмом об опасности «вещизма», о страсти к деньгам и вещам, к их накопительству, которая завладела не только кавказскими рес­публиками. Иметь деньги и вещи – это неплохо, но когда они ставятся прежде человека и превыше всего – это опасно. Я видела опасность, но даже не могла предположить, как чудовищно возрастёт она и разрастётся в торжествующее мещанство «новых русских», каких страшных форм она достигнет в торговле людьми, в превращении людей в рабов, в убийствах ради наживы, в терроризме.

И создавая вместе с актёром Исламом Казиевым и снимая на пленку характер собственника, негодяя и головореза, жениха Асият, бухгалтера Османа Салманова, я и помыслить не могла, как  «расцветет» этот характер на Кавказе.